Пути-дороги Николая Задорожного
- Описание
- Фотоальбом
Судьба Николая Михайловича неразрывно связана с дорогами. Его водительский путь начался с армейского призыва в 1935 году. Служил в 50-м кавалерийском полку на границе с Монголией, затем в составе 505-го автобатальона участвовал в военном конфликте с Японией и боях на Халхин-Голе 1938–1939 гг., с января по март 1940 года в составе 375-го автобатальона — в советско-финской войне.
В 1942 году Николай Михайлович вновь ушел на войну. В составе 820-го отдельного разведывательно-артиллерийского дивизиона воевал на Ленинградском фронте. Защищал город на Неве. Ветеран рассказывал, как тяжело приходилось тогда и военным, и гражданским… Немцы постоянно бомбили единственную дорогу через замерзшее Ладожское озеро, соединяющую блокадный Ленинград с большой землей.
— На льду затормозить было практически невозможно, машина сразу уходила под лед, — вспоминал Николай Михайлович. — Поэтому у машин со стороны водителя не было двери, чтобы в случае бомбежки, можно было выпрыгнуть из нее.
Вот так, постоянно рискуя жизнью, на своей «полуторке» Николай Задорожный вывозил из Ленинграда по «дороге жизни» горожан и раненых, а обратным рейсом снабжал блокадников снарядами и продуктами. За это дедушка был награжден медалью «За оборону Ленинграда».
Потом были военные дороги 2-го Белорусского фронта. В 1945 году шофер спецмашины ВФР 81-ой Армейской пушечной артиллерийской Краснознаменной Таллинской ордена Суворова бригады Николай Задорожный был удостоен еще одной награды — медали «За боевые заслуги».
«При операции под г. Нарва прямым попаданием снаряда противника под моторную часть спецмашины, она была выведена из строя и требовала капитального ремонта, — говорится в наградном листе, — но благодаря его (Н.М. Задорожного — прим. авт.) личной инициативе он отремонтировал ее своими средствами, чем и обеспечил своевременную передислокацию взвода фоторазведки в район города Тарту.
Во всех последующих операциях водитель Задорожный полностью обеспечил транспортировку личного состава взвода к местам выполнения заданий. Его машина, пройдя всю Отечественную войну, находится в готовности для выполнения любого задания.
За образцовое выполнение боевых заданий командования достоин награждения медалью «За боевые заслуги»».
Наградной лист к представлению Николая Задорожного к награде медалью «За боевые заслуги», 11 мая 1945 года
Долгий военный путь Николая Задорожного завершился в октябре 1945 года с медалями «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией». После демобилизации он вернулся на родину — в город Моздок. Но пробыл там недолго. Нужно было кормить семью, поэтому Николай Михайлович завербовался шофером в Московскую противочумную экспедицию. Так и попал в Астраханскую область. Сначала в поселок Нарын-Худук Лиманского района, затем в 1956 году — в село Зензели. Трудился водителем в Зензелинском сельпо, в Черноземельском хозрасчетном магазине, обслуживал чабанов в степи. После выхода на пенсию работал шофером на Зензелинской нефтебазе. Неоднократно был награжден за многолетний добросовестный труд.
Умер Николай Михайлович в 1987 году в кругу семьи, похоронен в селе Зензели Астраханской области. Вся семья до сих пор его помнит и любит.