Восьмой в скорбном списке
- Описание
- Фотоальбом
Иван Денисович Волощенко
В декабре 1942 года Иван ушел на фронт. Воевал в составе Третьего Белорусского фронта, был обычным солдатом, который очень любил свою малую Родину — Казахстан. В июне 1944 года, спустя полтора года после призыва, Иван Волощенко получил первую награду — медаль «За боевые заслуги». Во фронтовом приказе о награждении есть запись: «Автоматчика автоматной роты рядового Волощенко Ивана Денисовича наградить за то, что он, выполняя боевое задание командования по строительству линии обороны на переднем крае в ночь с 2 по 3 июня 1944 года, проявив бдительность и находчивость, своевременно обнаружил разведку противника и огнем своего автомата и гранатами заставил залечь противника и отступить назад».
Через три месяца мой прадед был награжден медалью «За отвагу». О его подвиге в наградном листе говорится следующее: «Тов. Волощенко Иван Денисович, участвуя в составе Учебного батальона в операции 13 сентября 1944 года на деревню Пайтеме, показал себя решительным, смелым, бесстрашным воином-курсантом. Будучи первым номером ручного пулемета т. Волощенко своим огнем подавил 2 огневые пулеметные точки противника, находящиеся в д. Пайтеме, тем самым дал возможность взводу продвинуться вперед и занять выгодную огневую позицию. Отличник боевой политической подготовки, дисциплинированный. Курсант Волощенко достоин правительственной награды медали „За отвагу“».
Погиб прадед в том же, 1944-м, году в рукопашном бою. Фашист убил его ударом ножа в самое сердце. Похоронен под березой недалеко от дороги под Кенигсбергом (ныне Калининградом). О том, как он погиб, моя бабушка, Надежда Ивановна, узнала совершенно случайно. В 1958 году она ехала к своей маме. Поймала попутную машину. Пока ехали, шофер долго разглядывал ее, а потом сказал:
— Я, кажется, знаю, как тебя зовут.
— И как же меня зовут?
— Маруся, — уверенно ответил он.
— А вот и нет.
— Но ведь твоя фамилия Волощенко?
— Откуда вы знаете? — опешила бабушка.
— Знаю не тебя, а твоего отца. И маму твою видел, правда, на фотокарточке.
Так и познакомились. Оказалось, Николай, так звали водителя, воевал вместе с бабушкиным отцом: «Помню, как Ваня радовался письму, из которого узнал, что теперь он — отец, и у него две Маруси. У них договор был: если родится сын, Иваном назовут, ну а девочка будет Марусей, в честь любимой жены».
После такой радостной весточки из дома мой прадед, по словам однополчанина, нередко повторял: «Теперь надо постараться выжить, я обязан выжить». Но война распорядилась иначе... В 1944 году в одном из боев он погиб, и Николаю пришлось хоронить друга-земляка.
«Нас, практически безоружных ребят, послали впереди танков, — рассказал Николай. — Дрались, стоя спиной к спине, я в паре с Иваном. Вдруг чувствую, как обмякло его тело, осело и „стекло“ по мне…». Воспоминания нахлынули. Николай долго молчал. Потом решил сделать крюк в 60 км и заехал к той самой Марусе, которая так и не дождалась солдата с фронта…
В Казахстане, на стеле, установленной в селе Городецком, высечены фамилии односельчан, не вернувшихся с войны. Восьмым в скорбном списке значится мой прадед. Бабушка была там и, по ее словам, благодарна людям, что не забыли рядового солдата Ивана Волощенко — человека, бесстрашно защищавшего свою Родину.
Стела в селе Городецком Северо-Казахстанской области. Восьмой в списке — рядовой Иван Денисович Волощенко