АЗБУКА ПРОИЗВОДСТВА. Футляр магистрального газопровода

15 апреля 2019, 15:02

Спецпроект «Азбука производства» продолжает подробно рассказывать об особенностях технологических процессов транспорта газа. На очереди буква «Ф», которая поведает о важной функции защитного сооружения магистральных газопроводов — футлярах.

Что это такое?

Футляр — это конструкция, предназначенная для защиты газопровода от внешних нагрузок, механических повреждений и предохраняющая от выброса голубого топлива в местах пересечения с железнодорожными путями, крупными автомобильными трассами, подземными и надземными сооружениями и коммуникациями.

Это важно:

Защитные футляры должны обладать целым рядом характеристик, обеспечивающих надежность эксплуатации, в частности, водонепроницаемостью, износостойкостью и устойчивостью к коррозии.

Для чего это нужно?

Надежность работы газотранспортной системы напрямую зависит от строгого соблюдения технических требований прокладки газовых магистралей. На отдельных участках при укладке труб используют специальные устройства — футляры. При подземной прокладке основные сложности возникают при пересечении газопроводов с искусственными и естественными препятствиями, в том числе с транспортными путями — железными и автомобильными дорогами.

Защитный футляр газопровода

В этом случае обустройство участка газовой магистрали требует использования дополнительной конструкции — защитного футляра, или так называемого кожуха. Кожух уменьшает нагрузку на газопровод, защищает трубу от вибраций, трения и механических повреждений. В таких местах грунт часто становится подвижным, и это может привести к опасной ситуации — нарушению герметичности газовой магистрали. К тому же футляр дополнительно предохраняет трубу от блуждающих токов и служит для возможного обнаружения и отвода газа в случае повреждения газопровода. Поэтому применение кожуха обусловлено не только защитой газовой магистрали от агрессивной среды и различных воздействий, но и для обеспечения безопасности окружающих. Утечка газа очень опасное явление, поэтому дополнительная защита в данном случае — необходимое условие.

Как это устроено?

Прокладка газовых труб с использованием защитного футляра строго регламентируется отраслевыми и государственными нормативными документами. Причем четко определяется не только сам процесс укладки труб, но и протяженность защитного футляра.

В частности, если речь идет о железнодорожных путях, то защитный кожух, проходящий под полотном, должен иметь протяженность не менее 50 метров от осей крайних путей. Такое большое расстояние оправданно: природный газ очень взрывоопасен, а железнодорожные составы имеют весьма высокую массу. Что же касается автодорог, то футляры должны отступать от бровки земляного полотна на 25 метров (но не менее двух от подошвы насыпи). Кроме того, нормативы предписывают и строгие указания по глубине укладки газопровода.
Схема прокладки трубы под автодорогой

Схема прокладки трубы под автодорогой

Защитные кожухи изготавливают из стальных труб с диаметром, превышающим параметры газопровода в пределах двадцати сантиметров. Стоит отметить, что в футляр укладывают трубу, имеющую усиленную изоляцию. Все сварные стыки тщательно тестируют неразрушающими методами, и в футляр монтируют только трубы, прошедшие проверку и испытание на прочность и герметичность. При монтаже концы стального кожуха оснащают герметизирующими устройствами из диэлектрического материала. А на одном из концов защитного футляра в обязательном порядке оборудуют вытяжную свечу, необходимую для отвода газа в атмосферу.

Особое значение имеют требования к футлярам, которые должны пройти определенную проверку на прочность, иметь усиленную изоляцию и, что крайне важно, минимальное количество сварочных швов.

Как у нас?

ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» эксплуатирует более тысячи участков газопроводов, оборудованных защитными футлярами. Почти 900 переходов — через автомобильные трассы, более 100 — пересекают железнодорожные пути. Участки газовых магистралей с защитными футлярами на объектах предприятия прокладывают открытым способом, методами продавливания или прокалывания грунта и с помощью горизонтального бурения. Использование стальных кожухов в местах пересечения с транспортными преградами позволяет защитить трубы от возможных повреждений и значительно продлить срок эксплуатации магистральных газопроводов в зоне ответственности Общества.


Служба по связям с общественностью и СМИ
ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ СТАВРОПОЛЬ»
Телефон: +7 (8652) 229–280, +7 (8652) 229–547
Факс: +7 (8652) 229–676
LiveJournal Share Button