Спецпроект «Четверть века с Газпромом»: асу для асы

Начало трудового пути для многих — процесс не только волнительный, но и зачастую очень сложный в бытовом, жилищном плане. Далеко не каждый сможет, как ведущий инженер по автоматизированным системам управления производством УАВР Олег Кокаев, уехать за сотню-другую километров с обжитого места, чтобы с нуля возводить новое предприятие, жить в вагончике, а родных видеть только по выходным.

— Я жил в Моздоке, работал в Моздокском ЛПУМГ, — вспоминает Олег Умарович. — Буквально рядом находилось Управление строительства предприятия «Кавказтрансгаз», куда я перевелся в конце 1996 года. В 1997-м Управление перебазировалось в село Канглы Минераловодского района Ставропольского края. Я, как и многие мои коллеги-моздокчане, решил переехать туда.
— Не страшно было переезжать на новое место?

Ведущий инженер по автоматизированным системам управления производством Олег Кокаев

— Переездов не боялся. Мой отец был военным. Еще ребенком только за первые три года обучения сменил семь школ. Конечно, когда приехали из Моздока в Канглы, были свои трудности: не было ни места жительства, ни места работы как такового. База управления только строилась, жили здесь же, в вагончиках. Пять дней работали, на выходные уезжали в Моздок к семьям. В то время я был молодоженом. Только к концу 1998 года снял квартиру в Минеральных Водах и перевез семью.

— А почему Вы стали газовиком, не было ли желания пойти по стопам отца?

— В последние годы отец служил на военном аэродроме в Моздоке, где уже использовались автоматизированные системы. Он мне и подсказал, что за этим направлением будущее. Всегда мечтал связать свою жизнь с авиацией. Но когда дело дошло до выбора профессии, отец мне посоветовал в авиационном вузе выбрать специальность — автоматизированные системы управления летательными аппаратами. Я окончил Харьковский авиационный институт, это был мощный вуз. Готовили нас по двум специальностям — военной и гражданской. По квоте, те кто после вуза отслужил в армии, имели право выбора места распределения для дальнейшей работы. С 1989 по 1991 год я служил в Грузии, в ПВО. Но получилось так, что уходил служить в одной стране, а вернулся совсем в другую. Советский Союз распался. Ни о каком распределении речь уже не шла. Приехал к родителям в Моздок. Начал искать работу, меня спрашивали: «Что? Компьютеры? А что это такое?». Мне долго приходилось объяснять, для чего они нужны, как работают. Постепенно на предприятиях стали появляться один-два компьютера. Возникал вопрос: а зачем нам специалист, если у нас всего две машины? Моя профессия была для того времени в некотором роде экзотикой. Позже устроился на работу в Моздокское ЛПУМГ инженером связи, пришлось освоить смежную специальность. Работал на узле связи до 1996 года, пока не началась компьютеризация нашего Общества. Стали поступать первые компьютеры, создаваться службы АСУ. Тогда вспомнили про мое образование и предложили заняться внедрением автоматизации вначале на компрессорной станции, а через год — в Управлении.

— Как развивалась автоматизированная система управления в филиале?

— Когда пришел на работу, было всего два компьютера, ни связи как таковой не было, ни Интернета. Была телефонная линия связи с Обществом и локальная программа по зарплате в бухгалтерии. Обновляли мы ее по телефонной линии, скорость обновления составляла четыре-шесть килобита в секунду. Все это было очень медленно и тяжело. Сейчас у нас большая локальная сеть и система передачи данных с филиалами и администрацией Общества. Серверы работают круглосуточно.

— Что, на Ваш взгляд, нужно, чтобы быть хорошим специалистом?

— Необходимо следить за тенденциями, прогнозировать немного… Развитие информационных и коммуникационных технологий, Интернет позволяют сделать это очень оперативно. Главное — не лениться и стремиться к новым знаниям.

— А чем Вы занимаетесь в свободное время?

— Последние двадцать лет играю в настольный теннис. Выступаю на корпоративных соревнованиях, городских, районных. Один из лучших результатов — третье командное место в корпоративных состязаниях среди работников Общества в прошлом году.

Служба по связям с общественностью и СМИ
ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ СТАВРОПОЛЬ»
Телефон: +7 (8652) 229–280, +7 (8652) 229–547
Факс: +7 (8652) 229–676