Пути-дороги Николая Задорожного

21 апреля 2015, 16:21
Передавая документы своего дедушки Николая Михайловича Задорожного, всю жизнь прослужившего водителем, Галина Глазунова сказала: «В нашей семье все, так или иначе, связаны с машинами. Наверное, у нас это наследственное. К тому же 9 мая для нашей семьи — двойная дата: День Победы и день рождения дедушки». Сама Галина работает техником по учету автотранспортного цеха, ее супруг — Николай — трудится там же начальником цеха.
Николай Михайлович Задорожный

Николай Михайлович Задорожный


Судьба Николая Михайловича неразрывно связана с дорогами. Его водительский путь начался с армейского призыва в 1935 году. Служил в 50-м кавалерийском полку на границе с Монголией, затем в составе 505-го автобатальона участвовал в военном конфликте с Японией и боях на Халхин-Голе 1938–1939 гг., с января по март 1940 года в составе 375-го автобатальона — в советско-финской войне.

В 1942 году Николай Михайлович вновь ушел на войну. В составе 820-го отдельного разведывательно-артиллерийского дивизиона воевал на Ленинградском фронте. Защищал город на Неве. Ветеран рассказывал, как тяжело приходилось тогда и военным, и гражданским… Немцы постоянно бомбили единственную дорогу через замерзшее Ладожское озеро, соединяющую блокадный Ленинград с большой землей.

— На льду затормозить было практически невозможно, машина сразу уходила под лед, — вспоминал Николай Михайлович. — Поэтому у машин со стороны водителя не было двери, чтобы в случае бомбежки, можно было выпрыгнуть из нее.

Николай Задорожный, 1944 год

Николай Задорожный, 1944 год


Вот так, постоянно рискуя жизнью, на своей «полуторке» Николай Задорожный вывозил из Ленинграда по «дороге жизни» горожан и раненых, а обратным рейсом снабжал блокадников снарядами и продуктами. За это дедушка был награжден медалью «За оборону Ленинграда».

С друзьями-однополчанами 820-го отдельного разведывательного артиллерийского дивизиона, 1944 год

С друзьями-однополчанами 820-го отдельного разведывательного артиллерийского дивизиона, 1944 год


Потом были военные дороги 2-го Белорусского фронта. В 1945 году шофер спецмашины ВФР 81-ой Армейской пушечной артиллерийской Краснознаменной Таллинской ордена Суворова бригады Николай Задорожный был удостоен еще одной награды — медали «За боевые заслуги».

Николай Задорожный (справа) с товарищем, II Белорусский фронт, 1944 год

Николай Задорожный (справа) с товарищем, II Белорусский фронт, 1944 год

«При операции под г. Нарва прямым попаданием снаряда противника под моторную часть спецмашины, она была выведена из строя и требовала капитального ремонта, — говорится в наградном листе, — но благодаря его (Н.М. Задорожного — прим. авт.) личной инициативе он отремонтировал ее своими средствами, чем и обеспечил своевременную передислокацию взвода фоторазведки в район города Тарту.

Во всех последующих операциях водитель Задорожный полностью обеспечил транспортировку личного состава взвода к местам выполнения заданий. Его машина, пройдя всю Отечественную войну, находится в готовности для выполнения любого задания.

За образцовое выполнение боевых заданий командования достоин награждения медалью «За боевые заслуги»».

820-й отдельный разведывательный артиллерийский дивизион, фотовзвод, 1944 год

820-й отдельный разведывательный артиллерийский дивизион, фотовзвод, 1944 год

Наградной лист к представлению Николая Задорожного к награде медалью "За боевые заслуги", 11 мая 1945 года

Наградной лист к представлению Николая Задорожного к награде медалью «За боевые заслуги», 11 мая 1945 года


Долгий военный путь Николая Задорожного завершился в октябре 1945 года с медалями «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией». После демобилизации он вернулся на родину — в город Моздок. Но пробыл там недолго. Нужно было кормить семью, поэтому Николай Михайлович завербовался шофером в Московскую противочумную экспедицию. Так и попал в Астраханскую область. Сначала в поселок Нарын-Худук Лиманского района, затем в 1956 году — в село Зензели. Трудился водителем в Зензелинском сельпо, в Черноземельском хозрасчетном магазине, обслуживал чабанов в степи. После выхода на пенсию работал шофером на Зензелинской нефтебазе. Неоднократно был награжден за многолетний добросовестный труд.

Кенигсберг, апрель 1945 года

Кенигсберг, апрель 1945 года

Приказ о демобилизации Николая Задорожного, 17 октября 1945 года

Приказ о демобилизации Николая Задорожного, 17 октября 1945 года


Умер Николай Михайлович в 1987 году в кругу семьи, похоронен в селе Зензели Астраханской области. Вся семья до сих пор его помнит и любит.

Николай Михайлович Задорожный, Кенигсберг, апрель 1945 года

Николай Михайлович Задорожный, Кенигсберг, апрель 1945 года

Галина ГЛАЗУНОВА,
техник по учету автотранспортного цеха
Зензелинского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»